Дримленд

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дримленд » Архив » Первый офицер Уильям Макмастер Мэрдок


Первый офицер Уильям Макмастер Мэрдок

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0e/WMM.jpg/120px-WMM.jpg
Мэрдок родился в городе Далбитти в области Дамфрис и Галлоуэй, Шотландия. Он четвертый сын Самюэля Мэрдока, капитана торгового судна, и Джейн Мюрхэд. Мэрдоки принадлежат к давнему роду шотландских мореплавателей, которые покоряли океан еще в начале 19 века. Отец и дед Уильяма были морскими капитанами, также как и четыре дедовых брата, поэтому не удивительно, что Уильям последовал семейной традиции.
Мэрдок учился в старой начальной школе Далбитти, потом в высшей школе, где в 1887 году получил диплом. После школы парень, согласно традиции, был отдан на 5-летнее обучение в William Joyce & Coy, Ливерпуль, но спустя 4 года (и 4 плаванья) он был настолько квалифицированным, что сдал экзамен и получил сертификат с первой попытки.
В период обучения он отслужил на борту ливерпульского судна Charles Cosworth, занимаясь торговлей на западном побережье Южной Америки. С мая 1895 года Уильям был первым помощником капитана на Saint Cuthbert, который затонул во время урагана в Уругвае в 1897. Мэрдок получил диплом магистра в Ливерпуле в 1896, в возрасте 23 лет. С 1897 по 1899 он был первым помощником на борту J.Joyce & Co., который ходил из Нью-Йорка в Шанхай.
В 1900-1912 годах Мэрдок получил повышение в звании со второго до первого помощника, плавая на разных суднах компании "White Star Line", среди которых Мэдик (1900 - вместе с Чарльзом Лайтоллером, вторым помощником на Титанике), Руник (1901-1903), Арабик (1903), Кельтик (1904), Германик (1904), Океаник (1905), Седрик (1906), Адриатик (1907-1911) и Олимпик (1911-1912).
В 1903 году Мэрдок встретил Аду Флоренс Бэнкс, 29-летнюю учительницу новозеландской школы, по пути в Англию. Они начали вести постоянную переписку и 2 сентября 1907 года обвенчались в Саутгемптоне в церкви Святого Дионисия.
В течение 1903 года Мэрдок перешел с шикарного North Atlantic на новый лайнер Арабик в чине второго помощника капитана. Его быстрое мышление, невозмутимый нрав и профессиональные суждения предотвратили катастрофу, когда был замечен корабль, подплывший в темноте к Арабику с наветренной стороны. Мэрдок отменил команду своего начальника офицера Фокса изменить направление судна, ворвался в рулевую рубку, оттолкнул старшину-рулевого и удержал первоначальный курс корабля. Любые изменения курса могли бы вызвать столкновение.
Последний этап карьеры Уильяма Мэрдока начался в мае 1911, когда он присоединился к команде нового Олимпика. Предназначенному превзойти лайнеры Cunard Line в богатстве и размерах Олимпику нужна была опытная команда, которую только могла нанять компания White Star Line. Капитан Эдвард Джон Смит собрал команду, включающую в себя Генри Уайльда, как старшего помощника, Уильяма Мэрдока, как первого помощника и Генри МакЭлроя, как главного эконома. 14 июня 1911 Олимпик совершил свое первое путешествие в Нью-Йорк.
Первый несчастный случай произошел 20 сентября, когда Олимпик получил серьезные повреждения при столкновении с крейсером военно-морских сил Великобритании Hawke. Так как во время столкновения Мэрдок был в установочной станции на корме корабля, которая является хорошей точкой обзора, то ему пришлось давать показания при расследовании случая, который обернулся финансовой катастрофой для White Star Line, поскольку путешествие в Нью-Йорк было отменено, а Олимпик направили на ремонт, который занял около 6 недель. Таким образом 11 декабря 1911 Мэрдок вновь присоединился к команде. Пока он служил на борту Олимпика первым помощником (до марта 1912) произошло еще несколько инцидентов - крушение и замена поломанного винта, посадка на мель незадолго после отхода из Белфаста. Однак, до прибытия в Саутгемптон Уильяма Мэрдока назначили старшим помощником нового Титаника, лайнера-близнеца Олимпика и, по общему мнению, самого большого и роскошного лайнера, недавно спущенный на воду. Чарльз Лайтоллер заметил что "три довольных выражения лица" возглавляли север от Белфаста, когда его назначили первым помощником, а их с Мэрдоком общего друга Дейви Блэра - вторым. К команде также присоединились уже знакомые коллеги - капитан Эдвард Джон Смит, перед запланированной отставкой, и Джозеф Боксхолл в ранге четвертого помощника.
Мэрдок с дипломом и репутацией "осмотрительного и надежного человека" взобрался по лестнице званий компании White Star Line, чтобы стать одним из ценных молодых офицеров. Не удивительно, что ему, с 16-летним опытом мореплавателя, предложили стать главным помощником на борту Титаника.
Уильям Мэрдок был изначально назначен главным помощником, но капитан Титаника Эдвард Смит привел Генри Уальда, главного помощника из своей предыдущей команды, потому Мэрдок был временно понижен до первого помощника, а Чарльз Лайтоллер стал вторым. Изначально второй помощник Дэвид Блэр совсем ушел из команды, что бы остальной состав не потерпел изменений.
Мэрдок был дежурным офицером на капитанском мостике, когда Титаник столкнулся с айсбергом 14 апреля 1912 года. Были разные сведения о том, какие приказы отдавал Мэрдок что бы избежать столкновения. Точно известно, что он отдал приказ "Hard a'starboard" при попытке повернуть корабль налево. Мэрдок получил сообщение по телеграфу "Полный назад" ("Full Astern") от четвертого помощника Джозефа Боксхолла, который проходил мимо мостика во время инцидента. Показания Боксхолла были опровергнуты Фредериком Скоттом, который зафиксировал, что телеграф показал "Стоп", и старшим кочегаром Фредериком Барреттом, который зафиксировал как указатель перешел с отметки "Полный" до "Стоп". Во время или сразу после столкновения Мэрдок мог также отдать команду "Hard a'port" для поворота направо (как слышал рулевой Альфред Оливер, проходя мимо мостика когда происходило столкновение) - это была попытка повернуть корму от айсберга обычным маневром "port around" (это объясняет слова Мэрдока капитану "Я планировал развернуть его"). Факт, что этот маневр был выполнен, подтвердили другие члены команды, которые дали сведенья, о том, что корма не была повреждена при столкновении с айсбергом. Старшина-рулевой Роберт Хиченс, который был за штурвалом, и четвертый помощник Джозеф Боксхолл , который был или не был на мостике во время столкновения, оба свидетельствовали, что последняя команда отданная Мэрдоком Хиченсу была "Hard-a-starboard!". Несмотря на эти усилия фатальная авария случилась спустя 37 секунд после того, как айсберг заметили. Правый борт корабля задела ледяная глыба, пробила корпус в нескольких местах ниже ватерлинии, открыв воде первые пять отсеков (передний отсек, три первых трюма и бойлерную номер 6).
После столкновения Мэрдок был назначен ответственным за эвакуацию пассажиров с правого борта, во время которой он спустил на воду 10 спасательных лодок, благодаря чему спаслось 75% всех выживших в катастрофе. Последний раз Уильяма Мэрдока видели, когда он пытался спустить раздвижную лодку А. Его больше никогда не видели после того, как Титаник навсегда исчез в водах Атлантического океана ранним утром 15 апреля 1912 года. Его тело, если и было найдено, не идентифицировали. Через несколько дней после катастрофы некоторые члены команды и пассажиры начали говорить о самоубийстве, произошедшем как раз перед концом Титаника. Неясно кто совершил самоубийство, некоторые утверждали, что это был Смит, Уайльд, или Мэрдок. Ответственный за укладку груза Самюэль Хемминг и второй офицер Чарльз Лайтоллер рассказали, что видели Мэрдока, пытающегося освободить раскладную лодку А от падения на палубу перед тем, как капитанский мостик скрылся под водой, и тогда большая волна накрыла Мэрдока и смыла в океан. Выживший радист Гарольд Брайд позже свидетельствовал, что видел Мэрдока возле раскладной лодки Б, но потом он погиб в воде.
В родном городе Далбитти, Дамфрис и Галлоуэй, Шотландия, поставлен мемориал героизму Уильяму Мэрдоку и основана благотворительная премия его имени.
Образ Уильяма Мэрдока использовался в разных экранизациях катастрофы корабля. В версии "Титаника" 1953 года актер Барри Бернард играет Мэрдока. В фильме 1958 года "Гибель «Титаника»" ("A Night to Remember") им стал Ричард Лич. В фильме 1979 года "Спасите «Титаник»", сделанного для телевидения, им стал актер Пол Янг. В фильме для телевидения 1996 года, актер Малкольм Стюарт играет Мэрдока, а в блокбастере 1997 года - Эван Стюарт. В документальном фильме Джеймса Кэмерона "Призраки бездны" 2003 года Мэрдока играет Чарли Арнесон.
В фильмах 1996 и 1997 годов Мэрдок заканчивает жизнь самоубийством. Титаник Джеймса Кэмерона показывает, что Мэрдок сначала берет взятку от Каледона Хокли, а позже отвергает ее. Во время паники, когда ясно, что корабль скоро пойдет ко дну, при попытке двух пассажиров захватить контроль над спасательной лодкой офицер Мэрдок расстреливает их - Томми Райана и другого пассажира. Потом Мэрдок отдает салют главному помощнику Генри Уальду и стреляется из пистолета, его тело падает в океан. После фильма продюсеры отказались вырезать сцену самоубийства Мэрдока, но от имени студии отправили письмо в родной город Мэрдока, его родственникам, с извинениями о поступках его образа в кинокартине. Выжившие свидетельствовали, что Мэрдок усердно работал до конца и его видели живым в воде после потопления корабля.

2

Первый помощник капитана Уильям Макмастер Мэрдок продолжал традиции своего рода, мужчины всех поколений которого уходили из Южной Шотландии в море. Он начинал на парусниках, а затем перешел на пароходы компании «Уайт стар лайн», курсировавшие между Европой и Австралией. Примерно восемь лет назад компания перевела его на свою атлантическую линию, где он попеременно служил на «Арабике», «Адриатике», «Оушенике» и «Олимпике». Мэрдок был опытным моряком и по праву ожидал, что в ближайшее время ему доверят командование одним из небольших судов компании. «Никогда не было лучшего офицера», — скажет о Мэрдоке позднее капитан Эдвин Джоунс, когда над «Титаником» сомкнутся воды океана.
Джоунс несколько лет работал с Мэрдоком на судне «Арабик» и был свидетелем случая, подтверждавшего способность Мэрдока хладнокровно оценивать ситуацию и действовать молниеносно и решительно. «Арабик» шел из Европы в Америку, до прибытия в Нью-Йорк оставались двое суток плавания. Была ночь, дул довольно сильный северо-западный ветер, и над океаном клубился легкий туман. В 22 часа Мэрдок с младшим офицером Джоунсом пришли на мостик сменить первого помощника капитана Фокса. Как раз перед этим Фокс отдал приказ рулевому: «Лево руля!» В этот момент впередсмотрящий сообщил, что впереди по левому борту виден огонь. Для вновь заступивших вахтенных это были не лучшие минуты, поскольку их глаза еще не освоились с темнотой. Мэрдок с Джоунсом перебежали на левое крыло мостика. Джоунс еще ничего не видел, но Мэрдок на мгновение успел заметить отличительный огонь незнакомого судна. Вдруг красный огонек мелькнул почти перед носом «Арабика», и Мэрдок понял, что для изменения курса уже нет времени. Он бросился к штурвалу, оттолкнул рулевого, который только начал поворачивать руль, схватил рукоятку штурвального колеса и выровнял курс. Первый помощник Фокс, который теперь тоже увидел в опасной близости огни быстро приближавшегося судна, вновь повторил команду, но Мэрдок продолжал держать прежний курс. В следующие секунды с наветренной стороны вынырнул большой, трехтысячетонный четырехмачтовый парусник. Все стоявшие на мостике оцепенели: столкновение казалось неизбежным. Парусник под всеми парусами, наполненными свежим ветром, шел со скоростью около 12 узлов. В те времена даже самые крупные парусники освещались лишь тусклыми масляными фонарями, и неудивительно поэтому, что их бортовые отличительные огни, скрываемые к тому же носовыми парусами, заметили так поздно. Несколько секунд сильнейшего нервного напряжения — и «Арабик» разошелся с парусником всего в нескольких метрах. Как рассказывал Джоунс, люди на мостике инстинктивно прижались друг к другу — ведь было ясно, что бушприт парусника должен врезаться в мостик парохода. Если бы рулевой, обязанный выполнять команды, успел изменить курс по приказу первого помощника капитана, столкновение было бы неизбежным. При повороте влево «Арабик» столкнулся бы с парусником носовой частью, при повороте вправо — кормой. А поскольку парусник принадлежал к одному из последних типов судов со стальным корпусом, столкновение могло кончиться трагически и для «Арабика». Единственной возможностью предотвратить столкновение было не менять курса и не сбавлять хода. Именно Мэрдок, единственный из находившихся на мостике, вовремя понял это, предотвратил панику, а тем самым и катастрофу. После того как страшная минута миновала, на мостике «Арабика» какое-то время царила тишина. Потом Мэрдок пробормотал, обращаясь к Джоунсу: «Порядок! Сличи курс!»
В воспоминаниях капитана Джоунса есть и продолжение того драматического события, которое он пережил вместе с Мэрдоком в Северной Атлантике. Вскоре после того, как парусник исчез во тьме и тумане, Джоунс спустился вниз на палубу, где располагались каюты пассажиров. Там он встретил одного из тех, кто оказался свидетелем случившегося. «Мы были на волосок от гибели, — воскликнул взволнованный пассажир и добавил: — Это судно было более чем близко». «Какое судно?» — невозмутимо спросил Джоунс. Мужчина посмотрел на него с нескрываемым ужасом, а потом недоверчиво произнес: «Вы хотите сказать, что минуту назад не видели того большого судна? Ведь оно в нас чуть не врезалось!» Джоунс кое-как убедил озадаченного пассажира, что если тот и видел какое-то судно, то это мог быть только «Летучий голландец». Потом он быстро вернулся на мостик и предупредил Мэрдока, что имеется свидетель. «Господи, — ответил Мэрдок, — иди и доложи это Бертраму». «Арабиком» в то время командовал капитан Бертрам Хейз. Мэрдок реагировал так, как и было принято: офицеры стремились скрывать подобные инциденты. К этой злополучной практике, тогда очень распространенной, мы еще вернемся.
В любом случае Уильяму Мэрдоку нельзя было отказать в решительности, хладнокровии и способности быстро ориентироваться в чрезвычайно трудных ситуациях. Казалось, такому человеку, который в решающий момент может овладеть положением, должно улыбаться счастье. К сожалению, в ту роковую ночь 14 апреля 1912 года на мостике судна, во много раз большего, чем «Арабик», счастье отвернулось от Мэрдока.


Вы здесь » Дримленд » Архив » Первый офицер Уильям Макмастер Мэрдок